Князь владимир викинг история - Фильм "Викинг": что мы знаем о киноленте про князя Владимира

Эта лента, снятая при участии Первого канала, демонстрируется сегодня чуть ли ни во всех российских кинотеатрах, Центральное телевидение транслирует восторженные отклики зрителей и кинодеятелей на него, реклама фильма звучит отовсюду.

А самой лучшей ему рекламой стало то, что посмотреть фильм нашел время даже сам Президент России Владимир Путин, охарактеризовавший князя Владимира как духовного основателя государства Российского, собирателя и защитника русских земель. Правда, слегка усомнившись в исторической достоверности повествования. Ведь они оставили о себе только страшную память как о жестоких и жадных завоевателях, несколько веков наводивших ужас на всю Западную Европу. Русским не нужна эта сомнительная слава.

Безусловно, тема возникновения и становления Киевской Руси — первой восточнославянской державы, уже в конце X века ставшей на европейской арене в один ряд с такими могущественными государствами, как Византийская, Франкская, Священная Римская империи, — архиважная и злободневная.

Как и тема принятия христианства на Руси. А исторический образ святого великого равноапостольного князя Владимира заслуживает тем более самого пристального внимания. На картину была потрачена гигантская сумма — один миллиард миллионов рублей.

В течение семи лет высокопрофессиональным творческим коллективом велись съемки, были построены масштабные декорации и сшито около полутора тысяч костюмов. Ожидалось, что картина далёкой русской истории, будет воссоздана идеально. И действительно, многое кинорежиссёру Андрею Кравчуку и его единомышленникам удалось.

Тем более, как он заявлял в своих интервью, за сценарную основу была взята первая русская летопись XII века, которая, по оценке такого авторитетного специалиста, как бывший директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН А. Раскрыта в полном соответствии с летописным источником тема борьбы за власть между Владимиром и его старшим братом Ярополком, закончившаяся смертью последнего.

Вполне убедительно изображена опасность, исходившая для Киева и всего русского Поднепровья от жестоких кочевников печенегов, совершавших внезапные набеги, грабивших города и села, убивавших и уводивших в рабство тысячи русичей.

Не стал отступлением от истины и ключевой эпизод ленты, когда Владимир обещает византийскому послу принять христианство, но выдвигает обязательное условие: По летописи точно воспроизведены подробности последовавшей затем осады Корсуни византийского Херсонеса в Крымукогда русский князь заставляет горожан-ромеев сдаться на милость победителя.

А каковы детально воспроизведенные на экране сцены охоты на зубров, подробности жизни и быта князя и его дружины, простых славян!

Впечатляют сцены беспощадных битв, которыми изобилует лента хотя по количеству их явный перебор, создающий далекое от реальности мнение, что князь и его окружение только и делали, что проливали кровь; да и звуки этих сражений, сопровождающие показ кадров, излишне громки, просто бьют по ушам.

Словом, фильм заслуживает того, чтобы его посмотреть, например, для того хотя бы, чтобы составить об этом блокбастере собственное мнение.

Это делает его обычным средневековым правителем в сложной политической и военной ситуации. Отрицательный опыт Варлама Шаламова. И это создало условия для развития своих производителей. На минуточку — это всё ваши предки. Его верные люди режут братца на его глазах. А разве Владимир поступил как викинг, когда не дал армии разграбить Киев после победы над Ярополком? Владимир действительно проводит в жизнь религиозную реформу, предшествовавшую принятию им и дружиной, а затем и всеми киевлянами и новгородцами, христианства. Свенельд за кадром повествует о происходящем, чтоб мы вообще понимали, что происходит.

Но вот какое обстоятельство нельзя не иметь в виду. По логике сценариста А. Рубанова и режиссера А. Кравчука, главный герой их фильма князь Владимир был по происхождению или, может быть, по воспитанию викинг, то есть представитель норманнского этноса. Из этого проистекает целый ряд далеко идущих выводов, ставящих всю историю Киевской Руси и вообще государства Российского с ног на голову. Кстати, такая смысловая метаморфоза отнюдь не оригинальна, она восходит корнями еще в XVII век, когда Швеция в ходе войны захватила русский Северо-Запад, Приладожье и Ингерманландию, отрезав Московское царство от Балтики, и эту аннексию необходимо было чем-то оправдать, обосновать незаконные притязания на русские земли.

В исторической науке эти не соответствующие правде обоснования шведских захватов российской территории получили название норманнской теории, а вдалбливавшие в головы русских и вообще всех европейцев эту чушь ученые стали называться, соответственно, норманнистами. Но уже в XVIII веке М.

Викинг / Герои / Ирина

Ломоносов и другие выдающиеся российские историки — антинорманнисты убедительно доказали, что ни князь Владимир, ни его предшественники не имели вообще никакого отношения к викингам. Там, действительно, говорится о появлении на Руси Рюрика и его братьев, которые были призваны восточными славянами на княжение. По словам Нестора, в году состоялось призвание их на новгородские земли.

К нам прибыли три брата с родами своими: Рюрик сел на княжение в Новгороде Великом, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске. По смерти Синеуса и Трувора вся власть перешла к Рюрику. Владимир, его братья и потомки были продолжателями рода Рюрика — Рюриковичами, правда, все более и более ославянившимися, потому что из поколения в поколение браки князьями заключались по большей части с представительницами славянского племени.

Но весь казус этой истории заключается в том, что Рюрик и его родичи были вовсе не викингами, то есть норманнами, а варягами — представителями родственных восточным славянам южнобалтийских славян.

Это подтверждается многочисленными источниками, как письменными, так и новейшими археологическими изысканиями. Обратимся к летописи Нестора и увидим, что варягов летописец четко и однозначно отделяет от скандинавов. Он перечисляет среди прочих самостоятельных этносов такие, как урмане норвежцысвеи шведыдане датчаневаряги. И глубоко исследовавший проблему этнической близости разных славянских ветвей член-корреспондент РАН А.

Она стала основой тесных отношений. Не случайно Нестор говорит: Варяги же многократно упоминаются под именем Русь. Кроме того, не только в наших летописях, но и сочинениях западноевропейских, латинских хронистов называются обитавшие в различных регионах Европы славянские племена, в корнях названий которых присутствует одинаковое созвучие: Если пригласившие Рюрика и его родичей новгородцы ильменские славяне хорошо понимали их речь, знали нравы, обычаи, традиции и не считали иноплеменниками, тогда многое в нашей далёкой истории становится на свои места.

Тогда описанные Нестором события перестают казаться фантастичными…. Не подлежит сомнению, что как раз языковое родство и другие явственные признаки этнической близости и побудили новгородцев пригласить варягов. Это было вопросом элементарного здравого смысла, что защитники норманнской теории старательно замалчивают. Давайте на миг предположим, что местом его изгнания была Скандинавия.

Тогда, вернувшись с варяжской дружиной и победив около года Ярополка, он, наверное, попытался бы утверждать в Киеве порядки, чем-либо напоминавшие норманнские, хотя бы отдаленно, например, в области верований.

Владимир действительно проводит в жизнь религиозную реформу, предшествовавшую принятию им и дружиной, а затем и всеми киевлянами и новгородцами, христианства. Но насаждаемый им в дохристианский период, явно под влиянием впечатлений от пребывания на чужбине, культ языческих богов ничего общего с богами викингов не имеет: Это, между прочим, главный бог южнобалтийских славян, вагров и ранов. Нельзя забывать, что именно помощь варяжской дружины помогла Владимиру добыть престол. Так где нашел прибежище Владимир?

Приходится слышать утверждения, что Рюрик и прочие имена скажем, Иворупомянутые в летописи и относящиеся к концу IX - началу X вв. Да ничего подобного, они характерны и для поморского славянства, для балтов, пруссов… Кстати, пруссы были балтийским племенем.

А балты и славяне — фактически двоюродные братья. Долгое время они представляли единую балто-славянскую общность, которая, сначала отсоединившись от германцев, в свою очередь сама начала разделяться в последние века первого тысячелетия. Так появились литовцы и латыши. А проведенные недавно археологические раскопки в районе Калининграда дали новые материалы, подтверждающие тесные связи тамошних местных жителей с восточно-славянскими землями.

Нестор определяет пруссов, как самостоятельный этнос.

Национальный кинопортал Film.ru — все о кино

То есть с варягами он их явно не отождествляет. Тем не менее, даже не будучи пруссами, Рюрик и его роды могли выйти из прусской земли: Киев большой промежуток времени платил варягам дань, как, скажем, позднее — татаро-монголам. Нет ли здесь противоречия с утверждениями об этнической и прочей близости восточных славян и варягов? Современному человеку, действительно, такие отношения могут показаться странными.

Кстати, сам факт их княжения в Новгороде и других русских городах не является чем-то необычным, экстраординарным. Во времена Средневековья практика приглашения со стороны не вовлеченных во внутренние конфликты князей с дружинами была делом обычным, более того, традиционным.

Они помогали останавливать кровавые междоусобицы и примирять враждующие стороны. На них возлагалась и защита от внешней агрессии. Надо иметь в виду и постоянные давнишние связи восточных славян ильменских, или новгородских с землями, которые были заселены варягами, что также подтверждает реальность пришествия Рюрика и его братьев на Русь. Скажем, 4 ноября г. Кравчука, на Боровицкой площади перед Кремлем Президент торжественно открыл памятник великому князю Владимиру.

Но кому же тогда, спрашивается, воздвигнут величественный монумент в сердце столицы? Или выдающемуся русскому князю? Хочется верить, что русскому князю.

Да и послы скандинавских стран, как полагается в подобных случаях, приглашения на церемонию не получали…. По Рубанову и Кравчуку выходит, что это норманны-викинги принесли государственность на Русь. Но утверждение, что государство появилось на Руси с приходом иноземцев, хоть викингов, хоть варягов — абсолютно ложное. Множество фактов свидетельствует, что оно сложилась задолго до варяжского призвания, и на северо-западных территориях, где со временем возвысился Новгород, и в поднепровских землях полян с центром в Киеве.

Другой вопрос — в каких формах, насколько оно было развитым. Но то, что государственность существовала еще задолго до Рюрика — несомненно. Можно вспомнить также факт из дипломатической истории: Активная внешнеполитическая деятельность — это ли не признак государственности?

Но они не историки. Возможно, в случае с выбором названия им не хватило элементарных знаний истории Древней Руси, а может быть, и специальных консультаций с авторитетными учёными. С другой стороны, похоже, вопросы исторической достоверности как таковой киношников интересовали больше на словах. Ведь им явно была нужна захватывающая история викинга, а не русского князя.

И они сделали эту историю!

Арии: востребует ли геополитика этнический фактор

Разумеется, в нынешнее непростое время, когда властвует чистоган, творческие проекты должны окупать себя и приносить прибыль создателям. Можно смело гарантировать, что фильм вызовет интерес, например, в тех же скандинавских странах. Более того, в обстановке массированной информационной идеологической агрессии против России, фильму с названием, исторически унижающим наше государство, будет обеспечена эффективная реклама и широкий прокат по всему миру. Этот маркетинговый ход обеспечивает прибыльность проекта.

Но в то же время он превращает картину в весьма эффективный информационный инструмент для глобальной пропаганды и популяризации фальсифицированной истории создания государства Российского Надо иметь в виду и то, что историческая правда о святом равноапостольном великом князе Владимире ныне стала камнем преткновения между Россией и Украиной.

Однако опасность после появления фильма, в котором основателя Руси России теперь причисляют к викингам намного серьезнее. Ведь вместо того, чтобы содействовать защите русской истории и закреплении в массовом сознании славянского, русского происхождения князя Владимира, медийная власть своим продуктом фактически уничтожает все, что было сделано на Боровицкой площади и ставит в странное положение высоких участников той торжественной церемонии.

Чтобы тут же позорно сдать его норманистам?