Эволюция понятия безопасность - Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России

Наиболее интенсивные исследования в области экономической безопасности Российской Федерации начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по экономической безопасности, хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности была образована в соответствии с законом Российской Федерации О безопасности, положением о Совете Безопасности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 июня г. По существу, перечисленными документами было введено понятие экономическая безопасность, до этого иногда упоминавшееся в прессе в разнообразных контекстах.

Понятие экономическая безопасность в наиболее общем смысле означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность является материальной основой как национальной безопасности в целом, так и практически всех ее составляющих продовольственная, энергетическая, научно-техническая, экологическая, информационная и др. События 10 — 11 октября г. В апреле г. Указом президента РФ была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности 1 , в результате деятельности которой была разработана Государственная Стратегия Экономической безопасности Российской Федерации основные положения , одобренная Указом президента Российской Федерации от 29 апреля г.

Цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. Усиление топливно-сырьевой направленности экономики 2.

Отставание разведки полезных ископаемых от их добычи 2. Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий. Приобретение иностранными инвесторами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков. Увеличение разрыва в производстве ВВП на душу населения в регионах. Ослабление системы государственного контроля над процессами приватизации, процессами в финансово-банковской сфере, экспортно-импортными операциями и др.

Существование перечисленных и других угроз привело, в конечном итоге, к кризису 17 августа г. Причины и последствия возникновения кризиса широко обсуждались в печати. К числу основных причин кризиса относятся такие, как искусственная поддержка заниженного курса доллара, не способствовавшая развитию отечественного производства и импортозамещению, низкие цены на нефть на мировом рынке, крушение пирамиды ГКО и др.

Мы не будем их здесь комментировать. Проиллюстрируем только первые последствия этого кризиса на примере динамики изменения курса доллара в период с Трудно предположить, что такой информации никто не располагал! Вслед за угрозами экономической безопасности Стратегия определяет критерии и параметры экономической безопасности, причем критерии определяются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу. При этом с момента появления Стратегии и до настоящего времени предполагается, что о состоянии экономической безопасности можно судить по достижении соответствующими показателей некоторых пороговых значений, которые в дальнейшем подлежат экспертному определению.

С нашей точки зрения, это не лучший способ конкретизации понятия экономическая безопасность. Определением пороговых значений показателей занимаются до сих пор 2 , причем эти работы могут иметь целью обратить внимание Правительства на наиболее неблагоприятные значения социально-экономических показателей, или сочетания их , содержащихся в соответствующих базах данных, и служить индикаторами, привлекающими внимание властных структур к тем или иным угрозам.

Забегая вперед, скажем, что существующие пороговые значения показателей экономической безопасности таковы, что о состоянии, близком к экономической безопасности говорить вообще не приходится. В рассмотренном кратко документе впервые содержательно определено понятие экономическая безопасность. Это определение, конечно же, не является единственным, и нуждается в уточнении. Конструктивная критика этого определения содержится в работах группы академика РАН А.

Критика сводится к тому, что пороговый подход не является вполне корректным. Направление работ, которые возглавляет А.

Петров, связано с построением сложных динамических моделей в рамках созданного им направления Системный анализ развивающейся экономики. В рамках этого направления под экономической безопасностью понимается определение равновесных и эффективных траекторий развития экономики, определяющих макроэкономический рост.

Несмотря на глубокую научную проработку моделей системного анализа работы группы А. Петрова пока рано говорить о том, что такой подход может полностью вытеснить подход, сложившийся в результате принятия Стратегии экономической безопасности.

Среди мер, экономической политики, предлагаемых Стратегией, направленных на обеспечение экономической безопасности, центральное место занимает мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Такой мониторинг осуществляется в настоящее время Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике. На основании данных, получаемых нами от этой организации, построены информационно-аналитические системы, которые будут описаны в последующих разделах. В развитие Государственной Стратегии экономической безопасности были выпущены Постановления Правительства, предписывающие создание подразделений анализа экономической безопасности всем экономическим Министерствам и ведомствам, включая Минэкономики, Банк России, Минфин, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и др.

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря г.

Сущность категории безопасность

N утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации 3 , в основу которой вошли и материалы Государственной Стратегии. Структура этого документа приводится ниже. Основные разделы документа следующие.

Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России | Публикация в сборнике международной научной конференции

В первом разделе Концепции говорится об ориентации России на создание многополярного мира. Утверждается, что становление многополярного мира будет продолжительным.

Указывается на недостаточное влияние России на решение крупных международных проблем. Констатируется, что перспектива расширения НАТО на Восток неприемлема для России, поскольку представляет угрозу национальной безопасности. Говорится также об определенной изоляции России от интеграционных процессов, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР и неприемлемости этого для России как для влиятельной державы, имеющей национальные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Отмечаются кризисные явления в российской экономике: Сократилось производство и ухудшилась его структура. Снижается инвестиционная и инновационная активность. Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Растет внешний и внутренний долг. Все еще велик уровень преступности и коррупции.

Сузились рынки сбыта и сырьевая база российской промышленности. Интеграция России происходит зачастую на условиях, не выгодных для нашей страны. В разделе Национальные интересы России определяется система национальных интересов Российской Федерации как совокупность интересов личности, общества и государства. Интересы личности на современном этапе состоят в обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижении и поддержании общественного согласия, повышении созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области и духовной жизни и культуре.

В разделе Угрозы национальной безопасности России кроме факторов, перечисленных в предыдущем разделе, говорится о таких, как: Стагнация аграрного сектора, 2.

Уменьшение доходной части федерального бюджета. Увеличение доли топливно-сырьевого сектора. Увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных ресурсов при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли и неконтролируемой утечке капитала.

Мы не будем здесь подробно анализировать рассматриваемый документ, ограничиваясь только основной целью нашего курса — экономическая безопасность России, несмотря на то, что угрозы в сфере экономики тесно связаны с угрозами в социальной, экологической, духовной и оборонной сферах.

Предлагаем читателям обратиться к первоисточнику. Что касается последнего раздела, Обеспечение национальной безопасности России, то меры, предусматриваемые Концепцией и последующей ее редакцией, наряду с другими мерами, мы рассмотрим в заключительной части этой работы.

Концепция национальной безопасности в редакции Указа Президента от 17 января г. Документ 5 имеет ту же структуру, что и предыдущий. Однако, содержание его в значительной степени отличается. Значительно более мягко говорится об идеологии становления много полярного мира.

Констатируется, что Россия, несмотря на сложности международной обстановки и трудности внутреннего характера, является одной из крупнейших стран мира, обладающая значительным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом и уникальным геостратегическим положением на Евразийском континенте.

Говорится о попытках игнорировать интересы. России при решении крупных проблем международных отношений, что может затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Констатируется резкое обострение проблемы терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения всего мирового сообщества, повышения эффективности форм и методов борьбы с этой угрозой.

В настоящее время эти положения реализуются в полной мере, несмотря на целый ряд трудностей и противоречий. Во втором разделе , Национальные интересы России также можно отметить целый ряд уточнений. Так, более четко формулируются интересы личности, общества и государства.

В третьем разделе , Угрозы национальной безопасности, в части, касающейся экономических угроз, говорится об их комплексном характере, а сами угрозы, сформулированные в предыдущей редакции концепции, определяются более четко. Говорится и о серьезных просчетах допущенных на начальном этапе реформ, в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности.

Констатируется ослабление системы государственного регулирования и контроля, недостатки в правовой базе, отсутствие сильной государственной политики, снижение духовно-нравственного потенциала рост преступности, особенно ее организованной части, и коррупции. В четвертом разделе, Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации определяются основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к числу которых относятся:.

Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства. Усиление государственного регулирования в экономике. Отметим еще одну важную угрозу экономической безопасности — слабая информированность руководящих структур о состоянии дел в России. Даже относительно запасов топливно-энергетических ресурсов Правительство страны не имеет однозначных оценок.

Так, например, в статье ведущих ученых СО РАН Нефть и газ в 21 веке, ЭКО, 2, , говорится о том, что спрос на энергоносители в АТР в ближайшие 10 лет резко возрастет, и что Россия может обеспечить этот спрос за счет вновь открытых гигантских месторождений нефти и газа в Восточной Сибири и республике Саха.

Говорится о млрд. Говорится, в частности, о том, что в связи с этим активный выход России на топливно-энергетический рынок АТР должен стать новым важным направлением внешней энергетической стратегии.

Но, Россия должна стать активным участником суперпроекта снабжения АТР энергоресурсами не только как страна, располагающая огромными энергетическими ресурсами, но и как страна, имеющая уникальный научный и технический потенциал. В следующем номере ЭКО за г. За 7 последних лет объем геологоразведочных работ сократился в 3.

Прирост разведанных запасов по отношению к добыче газа составлял в г. Таким образом, мы проедаем запасы — эти данные заложены в стратегии социально-экономического развития, подготовленном Центром стратегических работок.

Говорится и о том, что удельная энергоемкость ВВП нашей стране в 3. Такой разнобой в оценках стратегических запасов вызывает не только недоумение, но и крайнюю обеспокоенность. В качестве примера десятилетиями складывавшегося отставания России в технологической области, в частности, в информационной сфере, приведем краткую историю Интернета.

Развитие Интернета происходит так стремительно, что этот процесс можно сравнить с Большим взрывом, только в виртуальном мире. Взрыв произошел в начале х, и его последствия становятся ощутимыми на все более обширной территории, практически во всем мире. Пентагон, Агентство Перспективных исследований ARPA , весна года. Роберт Тэйлор, руководитель бюро технологий обработки информации, работает с 3 компьютерами, установленными в MIT и в Калифорнийском университете в Беркли и в Санта-Монике.

Почти все американские университеты и НИИ выполняют задания ARPA , поскольку эта организация берет на себя все расходы на оборудование. Ввиду сложности передачи данных с одного компьютера на другой, возникает необходимость унификации систем ввода данных и их представления на терминалах.

Еще ранее, в RAND Пол Баран разрабатывает концепцию распределенной сети на случай ядерной войны.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ СРЕЗ) - Законодательство. Государство и право - Каталог статей - Высшее образование

Происходит переход на цифровую передачу данных, а также на их пакетную обработку. Независимо от RAND в Англии Дональд Дэвис выдвигает ту же идею, с добавлением к функциям компьютерных узлов функцию трансляции с различных стандартов. Робертс рассылает фирмам предложение - принять участие в конкурсе на разработку плана компьютерной сети.

Разрабатывается интерфейсный процессор — в нашей терминологии — процессор телеобработки. Инженер Фрэнк Харт, BBN , имея разработки Барана и Дэвиса, с командой из 12 человек выполняет этот проект, связав несколько университетов, несмотря на скептицизм своих коллег.

В работе принимали участие студенты. Он же ввел символ. Возникают компьютерные сети во Франции и на Гавайях. Во всей полноте проявляются проблемы совместимости компьютеров. Недоставало софтвера, который давал бы любому пользователю возможность свободно ориентироваться в Интернете.

Европейский центр ядерных исследований - CERN. Работают люди из разных стран, используются разные языки программирования, собственные операционные системы. Специалист CERN Тим Беренс-Ли, используя идеологию гипертекста, создает программу WWW. Она в CERN остается без внимания.

В Беренс-Ли помещает программу WWW в сети, откуда каждый может качать ее бесплатно. Конгрессмен Рик Бучер 9 июля г. До этого Интернет финансировался из бюджета США.

Торговля в Интернете уже шла, но нелегально. Продавались, например, антивирусные программы. Студент Иллинойского университета Марк Андреессен в г.

Затем появились многочисленные разработчики броузеров и других прикладных программ. Сегодня в Интернет 60 млн. Значимость Интернета сегодня сравнить не с чем. Отцы Интернета не преуспели. Однако, крупные фирмы, за счет своих финансовых возможностей, могут многое.

Кроме Microsoft и NETSCAPE , можно назвать только ICCAN — международная организация по присвоению доменных имен. Есть определенная ирония в том, что именно Пентагон финансировал первую в истории компьютерную сеть.

В США над проблемой защиты информации работает сейчас больше специалистов, чем трудились над созданием сети. Но все же, мировая сверхдержава находится сейчас под угрозой нового Пирл-Харбора. Анализ, оценка и аудит Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Анализ финансовой отчетности Мастерство анализа волн Эллиотта Методика оценки машин и оборудования Оценка стоимости земельных участков Оценка стоимости недвижимости Основы оценочной деятельности Межрыночный технический анализ Аудит Международные стандарты аудита Международные финансовые рынки и международные финансовые институты Валютный рынок и валютные операции Валютный дилинг.

Бизнес-планирование и Информационные системы и технологии Бизнес-планирование. Учебное пособие Основы бизнеса Реинжиниринг бизнес-процессов Реинжиниринг бизнес-процессов Информационно-аналитические системы Интернет-технологии для бизнеса Информационные технологии в юриспруденции Информационные технологии в экономике Интернет-маркетинг Методология построения многоуровневых экономически Налоги и налогообложение Налоги и налогообложение.

Менеджмент и маркетинг Дополнительное измерение принятия решений Инновационный менеджмент Выведение компании из кризиса Бренд-маркетинг Паблик рилейшнз Ведение деловых переговоров Энциклопедия торговых стратегий Психология управления Организационное поведение Поведение потребителей Проблемы российского менеджмента Маркетинг услуг Основы маркетинга Менеджмент Прикладной маркетинг Психология продаж Менеджмент предприятия и организации.

См. также