Проблемыв культурной сфере - Основные проблемы культуры современной России и молодежи

Обратимся к динамике изменения оценок региональных администраторов культуры относительно основных проблем, возникающих в развитии культурной сферы по мере реализации реформ. Материалом также послужат данные исследования в Архангельской области.

Самым важным им представлялось происходившее сокращение государственного финансирования учреждений культуры, что вполне закономерно. Именно первое пятилетие реформ привело к последовательному осознанию того, что подобное положение отнюдь не результат случайного процесса, но следствие социально-экономического состояния регионов и России в целом. Помимо того, у федеральных и региональных элит отсутствовала ясная позиция относительно развития культуры, что выражалось в остаточном принципе финансирования этой сферы и в отсутствии ясных перспектив изменения ситуации в будущем.

Они ожидали совсем иной отдачи от осуществления в стране радикальных социально-экономических трансформаций. Неслучайно, вслед за проблемами-лидерами у администраторов следовали отсутствие ясной концепции развития культуры России и несформированность отраслевой нормативно-правовой базы. По-прежнему доминировало представление о том, что правила игры предлагаются центром.

У этого убеждения был и вполне прагматический аспект: И хотя уже тогда региональным культурным политикам было очевидно, что не только финансовые проблемы затрудняют выживание культуры в новых условиях, определиться с надлежащим образом действий в то время было достаточно сложно. Второе пятилетие реформ изменило ситуацию значительно, хотя реальные процессы реформирования сферы культуры в России так, по сути, и не начались.

Несмотря на действия, предпринимавшиеся региональными властями, их ожидания по поводу помощи со стороны центра иссякли. По-видимому, именно с этим связано определенное падение значения проблемы неэффективности моделей взаимодействия между центром и регионами. Снизилась и острота отсутствия ясной концепции развития культуры России. В представлениях людей из провинции Россия все более атомизировалась, постепенно переставая быть государством с одним центром.

Вы точно человек?

По сравнению с г. Участники опроса все в большей степени идентифицировали себя в качестве субъектов рыночной экономики, для которых заработная плата должна быть адекватна трудовому вкладу. Дисбаланс между ожидаемой и реальной заработной платой не мог не стимулировать движение по направлению к депрофессионализации. Именно этим, возможно, обусловлен впечатляющий рост значения проблемы неготовности самих работников культуры к работе в условиях рынка. Таким образом, администраторами была осознана крайне важная проблема.

Культура нуждалась в другом подходе как со стороны лиц, принимающих решения, так и со стороны самих работников культуры. Сошлемся на высказывание бывшего министра культуры Республики Карелия Т. Первую ранговую позицию вновь заняла низкая заработная плата. Вторую - неготовность самих работников культуры к работе в новых условиях, третью - состояние нормативно-правовой базы.

Показателен устойчивый от года к году рост значимости проблемы неготовности управленцев к работе в рыночных условиях. Незначительно, но повышается признание неэффективности моделей взаимодействия между центром и регионами, областным и районным уровнями управления сферой культуры. Возврат значимости данной проблемы на уровень г. В целом, насколько можно судить на основании полученных данных, процесс рыночной адаптации в культуре в настоящее время вступил в фазу стабилизации.

Учреждения культуры переходят к стратегиям, в рамках которых основное значение приобретает опора на собственные силы и собственный ресурсный потенциал. Идет процесс адаптации руководителей культуры к рыночным отношениям. Они начинают иначе смотреть не только на проблемы, но и на собственные возможности в их решении. Даже проблема несформированности нормативно-правовой базы развития культуры приобретает иное звучание, связанное с принятием на местах законов и других правовых актов, регламентирующих региональную культурную политику.

Несмотря на то, что уровень исполнения подобных законов остается не высоким, сам факт их наличия, подтверждающий право культурных политиков на те или иные шаги в своих регионах, оказывается весьма полезным. Отставание процессов реального реформирования культуры характерно не только для России, но и для всего европейского посткоммунистического пространства. Сошлемся на мнение одного из интервьюируемых - профессора Белградского университета искусств Д. Во-первых, культуре необходимо больше времени для изменений; в этом специфика организаций культуры.

Культура - это маргинальный сектор для экономических интересов государства. Осознание необходимости активного освоения управленцами культуры рыночной практики отличает региональных администраторов культуры. Это отчетливо проявилось при оценке опасных для развития культуры тенденций, проявившихся в последние десять-пятнадцать лет. Данные и г. Среди тенденций, проявлявшихся в ходе развития рыночных отношений, особенно отчетливо заметно возрастание рейтингового веса и рангового значения засилья низкопробных образцов на эстраде, кино- и видеоэкранах.

Несколько уменьшилась значимость низкого рейтинга культуры как объекта финансирования у властных региональных элит. Такого рода опасность, конечно, не исчезла, но она уже не воспринимается как наиболее угрожающая: Высокую ранговую позицию продолжает занимать незнание менеджерами культуры правил фандрайзинга, неумение правильно оформить заявку-обращение к потенциальному финансисту проекта культурной инициативы.

Наши данные дают основание для некоторых обобщений. Потребовалось несколько лет реформ, чтобы управленцы осознали, что в реальности расчет только на бюджет или на милость региональных элит бесперспективен. У администраторов постепенно формируется новое рыночное мышление - проектное сознание. Активное участие государственных и муниципальных учреждений культуры Архангельской области в конкурсах различных благотворительных организаций способствовало не только приобретению необходимого опыта, но и смягчению оценки ряда негативных тенденций, в частности, сокращения комплектования библиотек и подписки на периодические издания.

Областные администраторы культуры твердо убеждены, что проблема низкого рейтинга культуры как объекта финансирования у региональных элит - одна из самых опасных, хотя ее значимость постепенно снижается.

В целом, анализ г. Сравнение представлений муниципальных и областных администраторов позволяет расширить границы анализа и рассмотреть происходящие в культуре процессы с учетом различий властных институтов, в рамках которых работают те и другие акторы культурной политики.

Наибольшие расхождения касаются сокращения государственных субсидий учреждениям культуры и неготовности работников культуры к работе в условиях рынка. Это свидетельствует о принципиально разных взглядах на сферу культуры у этих двух групп респондентов. Муниципальные руководители остаются в рамках патерналистской схемы решения проблем культуры. Областные администраторы, напротив, в большей степени склоняются к рыночной модели, согласно которой в решении проблем культуры все большую роль должны играть сами ее руководители и другие работники, а государство - лишь отвечать за достойную заработную плату.

В то же время степень доминирования патерналистской модели у муниципальных руководителей различается от региона к региону и наполняется не только материальными требованиями, но и стремлением обеспечить культуру стратегическими и нормативно-правовыми документами. Лишь в Архангельской области и Санкт-Петербурге проблема сокращения государственных субсидий несколько отодвинута на более низкие позиции, тогда как во всех остальных случаях стабильно занимает второе место, а в одном регионе - даже первое.

Руководители муниципальных органов культуры Республики Коми акцентируют внимание на отсутствии ясной концепции развития культуры России, а в Санкт-Петербурге и в Архангельской области самой главной проблемой считают несформированность нормативно-правовой базы. Несмотря на то, что стремление к правовому порядку, в целом, явно доминирует, переоценивать или недооценивать его не стоит.

Актуальные проблемы управления в сфере культуры в России - Исследование и совершенствование управления в области культуры (на примере Саянского района Красноярского края)

Более того, принятие отдельных законов не сможет решить накопившихся проблем. Нужен пакет законодательных актов, который бы упорядочивал правовую базу культурной деятельности в Российской Федерации.

При этом важно, чтобы эти законы отражали изменившийся характер отношений между федеральным центром и регионами. С другой стороны, нельзя отрицать значимость указанного фактора для тех, кто хотел бы реально действовать, работая в области культуры.

Поэтому недовольство, которое проявляют мезосубъекты культурной политики в регионах, есть следствие неудовлетворенности действиями элиты, не желающей понять, что недостатки в преобразовании нормативно-правовой базы сдерживают инновационную деятельность организаций культуры. Субъекты КП муниципального уровня уже многому научились - привлекать средства фондов, работать с негосударственным сектором, - а существующие правила игры не дают возможности развивать данные навыки в рамках формального законодательного поля, смещают деятельность в пространство неформальных договоренностей.

Самые низкие ранговые позиции занимают коммерциализация культурной сферы и распад профсоюзного сектора культуры. Сегодня муниципальные администраторы уже не боятся коммерциализации деятельности своих учреждений и практически полного ухода с поля культурной политики профсоюзного и ведомственного секторов культуры, хотя еще в середине х гг.

Итак, данные наглядно свидетельствуют, что, несмотря на всю драматичность пятнадцатилетия реформ в России, муниципальная сфера культуры не только выжила, но ее управленцы сумели переосмыслить происходящие перемены. Рассмотрим данные ранжирования муниципальными администраторами наиболее опасных тенденций в сфере культуры. Достаточно высоко позиционируется ими и засилье низкопробных образцов на эстраде, кино- и видеоэкранах.

В свою очередь, видение опасностей заметно варьируется от региона к региону. Так, в Вологодской области позиция низкого рейтинга культуры у региональных элит смещена на третье место, что, видимо, не случайно, поскольку это регион-донор. Руководители муниципальных органов культуры Санкт-Петербурга, Республики Коми и Мурманской области главную опасность для развития культуры видят в засилье низкопробных образцов, тогда как администраторы Ленинградской области и Республики Карелия дают ей низкую или среднюю оценку.

Лишь руководители муниципальных органов культуры Архангельской и Вологодской областей не только фиксируют низкий рейтинг культуры у властных региональных элит, но и понимают, насколько серьезную опасность для сферы культуры представляет незнание менеджерами культуры правил фандрайзинга, неумение правильно оформить заявку-обращение к потенциальному финансисту проекта культурной инициативы. Подобный поворот к фандрайзингу, стремление самостоятельно привлечь средства на развитие культуры региона имеет определенные корни.

Руководители муниципальных органов культуры Архангельской области за годы последнего пятилетия XX в. Низкие ранговые позиции в оценке опасных тенденций отдается сокращению посещаемости учреждений культуры.

Значимо, что именно этот показатель деятельности учреждений культуры считался основным в советское время, и, таким образом, налицо эта серьезная проблема. Обратимся к оценкам, которые дают муниципальные администраторы культуры, как по всему массиву, так и в зависимости от стажа работы, и сравним их с позицией администраторов культуры регионального уровня.

Сопоставив позиции опытных и молодых муниципальных руководителей, видим, что различия между ними минимальны, а это дает возможность предположить, что стаж работы не влияет в данном случае на характер полученных оценок. Муниципальные администраторы большее значение в отличие от областных управленцев придают опасности сокращения комплектования библиотек, тогда как областные руководители более опасным считают незнание правил фандрайзинга, неумение составить заявку на грант.

Серьезные опасения вызывают у них исключительно бюджетные ожидания работников культуры, тогда как муниципальные руководители такой проблемы не ощущают. Осознание необходимости развития подобных навыков идет достаточно быстро, но сворачивание деятельности многих благотворительных фондов в России может привести к тому, что в силу невостребованности соответствующие умения сойдут на нет.

С другой стороны, результаты исследования обнадеживают. Они свидетельствуют, что траектория профессионального развития администраторов культуры однозначно направлена на активное взаимодействие с благотворительными фондами.

Итак, адаптация муниципальных руководителей к условиям работы в рыночных условиях идет неравномерно. Наибольшее продвижение наблюдается по направлениям, которые были опробованы в реальной практике и принесли необходимые результаты.

В то же время, налицо единообразие самых важных тенденций, что свидетельствует о наличии системных проблем функционирования культуры. Предлагая менеджерам оценить перечень проблем сферы культуры, мы стремились выяснить, насколько дифференцированы группы директоров музеев и театров: Высокая дифференциация, по нашему мнению, свидетельствовала бы, что процесс адаптации к рыночным реформам предполагает реализацию различных сценариев, совпадение позиций можно было трактовать как свидетельство того, что в оценке ситуации и в выборе путей ее преодоления две группы профессионалов движутся по относительно схожим траекториям.

Вопрос о том, какие реальные проблемы сдерживают сегодня развитие учреждений культуры, решается респондентами в традиционном измерении: Напротив, опасности, связанные с собственными ресурсами и собственными управленческими навыками, воспринимаются как уже преодоленные или не имеющие высокой значимости. Отметим, что на низкий уровень оплаты труда работников культуры указывают как на главную проблему развития данной сферы также и администраторы культуры - как муниципального, так и регионального уровней.

Безусловно, было бы наивно утверждать, что уровень заработной платы работников музеев или провинциальных театров сопоставим с рыночными ценами. Отметим, что проблема низких окладов работников культуры характерна также и для Европы, и для США. Признавая необходимость усилий со стороны самих творческих деятелей, П. Кланси убеждена, что эта проблема должна решаться не только их усилиями: Все это говорит о том, что надо что-то делать с оплатой и условиями труда.

На уровне отдельного учреждения можно отметить, какое негативное влияние она оказывает на самосознание работников. Прямую неудовлетворенность государственной культурной политикой относительно музейной сферы высказывает и другой известный эксперт-музеевед Дж. Если за рубежом можно надеяться, что решение проблемы низкой оплаты труда менеджеров культуры возьмут на себя политики, то в России ситуация иная. Какой выход является для нашей страны приемлемым? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен: Правомерность этого вывода подтверждается тем, что в Европе и в Америке низкий уровень оплаты труда является поводом для мобилизации собственного профессионализма, осознания ценностей профессии, тогда как для россиян, как показывает исследование, скорее характерен внутренний отказ от борьбы за ресурс.

При этом российские менеджеры так же, как американцы и европейцы, пока не готовы сменить место работы по той лишь причине, что им мало платят. Вторая по значимости проблема, которую отмечают обе группы менеджеров, связана с первой - дефицит финансов. Афанасьев, и с этим трудно не согласиться. Развивая данную тему, А. Откуда проистекает убежденность руководителей учреждений культуры, что основным препятствием на пути развития их организаций является дефицит финансовых средств?

Что это - реальность, стереотип, привычка видеть за любым набором проблем финансовый дефицит или нежелание полагаться на себя и делать ставку на собственные усилия? Вот как наш респондент характеризует последствия такой стратегии: Таким образом, однозначно позитивных или негативных решений здесь не существует.

Безусловно, неудовлетворенность менеджеров культуры, в т. Почему одни из них не только выживают, но развиваются, а другие бедствуют? Что предполагают эти новые правила игры? Они требуют нового менеджмента, иного масштаба видения проблем и осознанного понимания того, что деньги теперь можно только заработать. Из этого вытекает следующее: Чем большую роль руководители организаций культуры отводят фактору профессионализма, отвечающего новым требованиям, тем с большей долей вероятности можно прогнозировать позитивные тенденции в развитии их учреждений.

Обоснованность подобного вывода будет видна еще более отчетливо, если позицию менеджеров сравнить с оценками экспертов. Мы видим различия, которые, в известной степени, можно было прогнозировать. Если для обеих групп менеджеров фактор дефицита финансов неизменно является ведущим, то у экспертов он резко теряет иерархический вес и смещается на третью-пятую позиции. Конечно, эксперты тоже не отвергают данную проблему и помещают ее в верхнем разделе рангового ряда, но в экспертном сообществе отсутствие финансов не производит парализующего эффекта, а является поводом для осознания реальной проблемной ситуации в сфере культуры.

Мнение обеих групп респондентов относительно совпадает только в признании важности отсутствия эффективной государственной политики поддержки культуры. Расхождения в позициях экспертов и менеджеров культуры хорошо иллюстрируется высказыванием музееведа Н.

Но не только эксперты глубоко осознали указанные проблемы, оставив далеко позади стереотипное сознание руководителей. Достаточно интересным является зафиксированный в ходе интервью факт начавшегося процесса все большей дифференциации представлений руководителей о роли финансового ресурса в деятельности учреждений культуры. Так, директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника М.

Переосмысление проблемы дефицита финансов и превращение ее в проблему дефицита представлений о том, где и как можно вести поиск финансовых ресурсов, является поистине революционным. Но это первый шаг в борьбе с привычными стереотипами. Второй шаг - осознание необходимости конкурентной борьбы за ресурс. Это еще больший камень преткновения для сознания менеджеров культуры, но и здесь заметны определенные изменения, хотя это можно сказать далеко не о каждом руководителе.

Достаточно ярко выразили данную позицию сотрудники бывшего музея Великой Октябрьской социалистической революции, ныне Государственного музея политической истории России: Еще один респондент убежден, что многое в сознании работников мог бы изменить подход к учреждениям культуры как к сфере обслуживания: Сегодня даже кассовые концерты приходят в упадок. И приходится обслуживать конкретных людей: Ничего страшного в этом нет.

Но подход к учреждениям культуры как к сфере обслуживания имеет свои ограничения и не спасает их от другой проблемы. И они стали этим заниматься сами. Итак, доминирующим элементом в восприятии менеджерами проблем современной культуры выступает финансовый дефицит. Действительно, финансовый дефицит в сильной степени сковывает работу учреждений культуры. Но нельзя не признать, что в выигрыше оказываются те менеджеры, кого финансовые ограничения заставляют искать новые, креативные стратегии выживания.

Таким образом, мы можем сформулировать важный вывод: Высокую третью ранговую позицию в перечне основных проблем занимает неудовлетворительное состояние материально-технической базы. Проблема эта на повестке дня давно как минимум, с середины х гг. Ее воспроизводство спустя четверть века позволяет говорить, что справиться с этой проблемой можно при серьезной государственной поддержке или помощи региональной бизнес-элиты. Определенные надежды менеджеры связывают с решением проблем правового статуса учреждений культуры.

Неслучайно, на рубеже XX-XXI вв. Несмотря на то, что формализация действующих в сфере культуры правил необходима и может решить многие вопросы - прежде всего имущественного характера, - переоценивать значимость этого фактора не стоит.

Не секрет, что до сих пор функционирование учреждений культуры и даже их материальное положение нередко обеспечивается системой неформальных договоренностей, замена которых формальными правилами вряд ли что-либо сможет изменить. В то же время движение к заполнению институционального вакуума, безусловно, необходимо, поскольку это согласуется с общей логикой развития постсоциалистических стран, когда на смену неформальным правилам приходят формальные законы.

Правда, ждать быстрой отдачи от подобной перемены пока не приходится, поскольку неформальные правила в условиях трансформации смягчают неповоротливость формальных институтов и даже амортизируют многочисленные шоки, испытываемые многими социальными институтами. Интервью показывают, что, настаивая на необходимости совершенствования правовой базы, сами руководители сферы культуры демонстрируют низкий уровень доверия к правовым институтам. В целом, это совпадает с общероссийской тенденцией.

Другие проблемы, входившие в предлагавшийся респондентам перечень, воспринимаются менеджерами культуры достаточно спокойно. Консерватизм или недостаточное использование возможностей самофинансирования смещены в нижний ряд ранговых значений. Отчасти это может свидетельствовать о нежелании руководителей учреждений культуры анализировать свои управленческие навыки.

С другой стороны, - выступать показателем наличия определенного организационного принципа: И принципы эти трудно трансформируемы. Показательно, что музейные менеджеры консерватизм относят, чуть ли не к важнейшим профессиональным качествам.

Директор, менеджер - это уже другое дело. При этом многие музейные руководители нередко забывают, что консерватизм только тогда приемлем, когда не мешает динамичному развитию. Крейн, одним из первых осознавший, как тяжело будет культуре приспосабливаться к рыночным условиям. Итак, мы видим, что менеджеры культуры склонны переоценивать действие материальных проблем и явно недооценивают значимость концептуальных факторов.

Контрольные работы от руб. Главная Готовые работы Заказать работу Как оплатить Сроки, цены Гарантии Учебная информация Контакты. Главная Статьи, научные материалы Учебные материалы по политологии Проблемы региональной культуры: Дипломные работы от руб. Курсовые работы от руб. Рефераты от руб. Отчеты по НИРМ от руб. Доклады от руб.

Уникальный каталог качественных рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Часто задаваемые вопросы Способы оплаты.

См. также